Услуги

Что такое чип-тюнинг двигателя?

Плюсы и минусы программной настройки и наглядные примеры в цифрах

В последнее время чип-тюнинг набирает популярность, и каждое уважающее себя тюнинг-ателье предоставляет подобные услуги. Только еще не все автовладельцы разобрались, что же это за чип такой, и за какой тюнинг он отвечает. В этой статье разложим по полочкам кому нужен чип-тюнинг, как его устанавливают, и приведем примеры для наглядности.

Что такое чип-тюнинг

Немного истории: в 1980-1990 годах чип тюнинг подразумевал замену или перезапись специального чипа, который находится в электронном блоке управления. Процедура проводилась, чтобы увеличить показатели мощности, сделать машину динамичней и уменьшить расход топлива.

В наши дни термин “чип-тюнинг” имеет общего с самим чипом только название, а по факту коррекция параметров ЭБУ производится путем перезаписи прошивки. То есть физически микросхему никто не трогает, но изменения возможны путем перепрограммирования блока через диагностический разъем OBD или специальный инженерный разъем BDM. Во втором случае нюанс заключается в том, что контактные площадки располагаются на плате ЭБУ. То есть получить доступ к контактам для работы с BDM можно только после вскрытия блока.

При программной настройке открывается широкий спектр возможностей, заложенных производителем:

  • увеличение мощности и крутящего момента;
  • улучшения динамических показателей и характеристик разгона;
  • снижения расхода топлива путем более грамотного его использования;
  • увеличение тяги на низких оборотах и отзывчивости педали газа.

С какой же целью все эти прелести скрыты от нас при покупке автомобиля? Все дело в том, что для автопроизводителей максимальная мощность двигателя не является главным критерием его настройки. Чтобы мотор имел достаточно большой ресурс, нужно сделать так, чтобы он не работал на пределе своих возможностей.

Кроме этого, зачастую автоконцерны подстраиваются под законы стран, чтобы двигатели попадали под меньшие налоги, и специально ограничивают их мощность. Именно поэтому у нас в стране много моторов с мощностью 249 л.с., ибо 250 л.с. и выше конвертируются в непомерно высокие налоги. По этой же причине в Европе производитель может “задушить” двигатель в угоду экологии, чтобы уменьшить выбросы CO2, что тоже влияет на налог.

Алгоритм действий при чип-тюнинге

Как мы уже упомянули ранее, прошивку можно загрузить в блок разными путями, в зависимости от конкретного автомобиля. От этого и некоторых других факторов напрямую зависит и стоимость самой процедуры. Например, цена качественной прошивки у грамотных мастеров может достигать 50 тыс. руб. Но если речь идет о кастомных версиях, то они могут стоить более 1000$ из-за ручной настройки и подгонке всех параметров, чтобы двигатель имел желаемые характеристики.

Мы расскажем об общем алгоритме работы при замене прошивки электронного блока управления, но возможны и некоторые отклонения от него.

  1. Проведение диагностики и выявление неисправностей. Если на этом этапе находятся противопоказания к процедуре чип-тюнинга, то клиента отправляют устранять неисправности. Только в случае полного соответствия технического состояния автомобиля необходимым требованиям можно приступать к программной настройке.
  2. Замер скоростных показателей со штатной прошивкой ЭБУ. Иногда автовладельцы пренебрегают этим пунктом по одной простой причине — стоимость замера на динамометрическом стенде неприятно кусается. Если уже есть информация “до/после” на авто такой же марки и модели, то подобные замеры не всегда актуальны.
  3. Подбор или разработка подходящей версии прошивки. Все зависит от желаемого результата: кто-то хочет просто увеличить мощность, а кому-то нужна точная настройка каждого показателя в отдельности.
  4. Загрузка прошивки в блок управление со вскрытием или без него, в зависимости от конкретной модели автомобиля.
  5. Замер скоростных показателей с использованием новой прошивки. При неудовлетворенности результатом процедуру подбора и загрузки прошивки повторяют до достижения нужных показателей.

Атмосферник или турбомотор

Хочется внести конкретики. Увеличение мощности — понятие неопределенное, ведь не у всех типов двигателей прирост будет одинаковый. Давайте разбираться, на сколько можно увеличить показатель у каждого из них.

Атмосферный двигатель

На атмосферных двигателях удается достичь небольшого прироста мощности, поэтому акцент делается на увеличение крутящего момента. Если сравнивать со стоковой прошивкой, то в процентном соотношении мощность увеличивается на 3-7%, в редких случаях этот показатель может достичь 10-15%.

На атмо-моторах значительно увеличить мощность не сокращая их ресурс практически невозможно. Именно поэтому при работе с безнаддувными двигателями чип-тюнеры уделяют большее внимание крутящему моменту в среднем диапазоне оборотов — здесь кроется основной смысл работы с атмосферниками.

Большая часть работы проходит с кривой крутящего момента в зоне средних оборотов, которые больше всего используют автомобилисты при среднестатистической езде. В итоге получаем не скоростной прирост, а динамический. То есть машина лучше реагирует на нажатие педали газа и разгон происходит заметно быстрее. Именно поэтому и появляется ощущение, что мощности значительно прибавилось, хотя основная работа проводилась с другими показателями.

Турбированный двигатель

Намного продуктивней выглядят результаты чип-тюнинга турбированных моторов. Причем как бензиновых, так и дизельных. Тут процентное соотношение со стоковой прошивкой уже выглядит серьезнее — как правило прибавка колеблется в районе 25-30%, а в некоторых случаях до 50%.

Владельцам автомобилей, оснащенных наддувными двигателями повезло больше, а все потому, что они могут увеличить мощность своего железного коня не только с помощью прошивки, но и с дополнительными механическими доработками. Сейчас самое время разобраться, что такое Stage 1, Stage 2 и Stage 3.

  • Stage 1 Это установка типовой прошивки, которая подходит для всех двигателей определенной модели. В ней содержатся основные настройки, которые можно загрузить и не переживать за результат, ведь большинство владельцев аналогичных авто прошили свой мотор точно такой же прошивкой. В случае с большинством атмосферников, чип-тюнинг на этом этапе заканчивается. А на турбо-моторе, кроме всех атмо-регулировок, еще можно увеличить мощность наддува турбины, но и это еще не все. Можно перейти на следующий уровень.
  • Stage 2 На этом этапе дорабатываются впускная и выпускная системы автомобиля, чтобы улучшить показатели смеси и наддува турбины, которые помогают увеличить мощность. В ход идут топливный насос повышенной мощности, перепускной клапан на выпуске, чтобы стравливать давление турбины, прямоточный выхлоп, чтобы мотор лучше “дышал”, а также усиленные топливные форсунки и сцепление. В этом случае прошивка пишется под конкретную конфигурацию всего, чем оснащен автомобиль.
  • Stage 3 Чтобы прибавить еще больше мощности, нужна установка более производительной турбины. После этой манипуляции показатели значительно увеличиваются, и нередко равняются двум третям от стандартных замеров.

Бензин или дизель

Бензин

Чип-тюнинг бензиновых двигателей отличается меньшим потенциалом, чем на дизельных. Стоит это понимать заблаговременно и не надеяться на космическую разницу в поведении автомобиля до и после тюнинга. Статистика дает нам следующие результаты прироста мощности и крутящего момента:

  • атмосферные бензиновые двигатели — до 11%;
  • турбированные бензиновые двигатели — до 17%.

С другой стороны, если не гнаться за скоростными показателями, то чип-тюнинг бензинового мотора имеет массу преимуществ:

  • увеличение динамичности на средних и низких оборотах;
  • улучшенная реакция педали газа;
  • отсутствие провалов при переключении передач;
  • более уверенный набор скорости.

Дизель

Дизельные двигатели обладают большим потенциалом при чип-тюнинге, чем бензиновые. Особенно у тех, чья конструкция предусматривает наличие турбины. Цифры говорят сами за себя:

  • увеличение мощности до 23%;
  • прирост по крутящему моменту до 29%.

Можно получить еще несколько приятных бонусов при чип-тюнинге дизеля:

  • исчезновение турбоямы;
  • расширение эффективности рабочего диапазона двигателя;
  • ускоряется ответ на нажатие педали тормоза за счет значительного увеличения крутящего момента.

Для наглядности приведем в пример Ford Focus III с двухлитровым мотором. Один подопытный будет иметь бензиновый двигатель, другой — дизельный. Как поведут себя их характеристики после чип-тюнинга, рассмотрим в таблице:

Автомобиль Мощность (л.с.) до/после Кр.момент (Нм) до/после
Ford Focus 2.0i 150 166 202 220
Ford Focus 2.0i TDCi 140 175 320 400
Range Rover 3.0i V6 340 400 450 520
Range Rover 3.0 TD V6 248 300 600 680

 

Плюсы и минусы чип-тюнинга

Как и любого другого вмешательства в штатную работу автомобиля, у чип-тюнинга есть свои преимущества и недостатки. Для каждого автовладельца найдутся “свои” плюсы: кому-то больше не будет мешать медленная реакция машины на нажатие педали газа, кто-то хотел увеличить максимальную скорость, а кому-то просто было нужно удалить катализатор. Минусы тоже каждый выбирает сам для себя, и все взгляды субъективны, а мы лишь перечислим некоторые мнения.

Преимущества

  • увеличение мощности и крутящего момента;
  • улучшение динамики автомобиля;
  • увеличение тяги на низких оборотах;
  • повышенная отзывчивость педали газа;
  • отсутствие провалов в разгоне;
  • сглаживание или полное отсутствие турбоямы;
  • возможность программного отключения катализатора, сажевого фильтра и другой “экологии”.

Недостатки

  • завышенные требования к качеству используемого топлива;
  • негативное влияние выхлопных газов на атмосферу при снижении экологического класса;
  • есть риск испортить агрегаты автомобиля некачественной прошивкой;
  • при непрофессиональном подходе есть возможность снятия авто с гарантии производителя.

Заключение

У каждого автовладельца всегда есть возможность что-то изменить в своем железном коне, и каждый выбирает именно то, чего ему не хватает больше всего. Пока один колдует над внешним видом, другой прокачивает мультимедиа-систему, а все, кто хочет сделать свой авто мощнее и динамичнее обращаются в AxessAuto.

Нам доверяют как новые автомобили премиум-сегмента, так и подержанные авто среднего класса с пробегом далеко за 100 тыс. км. Стоит добавить, что наш чип-тюнинг полностью сохраняет дилерскую гарантию и не снижает ресурс агрегатов даже на больших пробегах. Мы не используем сомнительных прошивок, скачанных из интернета — только проверенные тюнинг программы от ведущих производителей. Вы можете ознакомиться с показателями разных моделей автомобилей до и после чип-тюнинга, а также со стоимостью процедуры на нашем сайте в специальном разделе

 

Запрос стоимости