Услуги

Удаление сажевого фильтра

Расскажем для чего нужен сажевый фильтр и зачем его удалять

В современных автомобилях фильтров несколько, и каждый отвечает за свою конкретную систему: воздушный, топливный, салонный и сажевый. Первые три, как всем известно, подлежат замене довольно часто, потому что, если они загрязняются, машина начинает терять мощность или окна начинают запотевать. Что же будет с машиной, если сажевый фильтр пришел в негодность, и как этого избежать? Ответ на эти и другие сопутствующие вопросы разберем в нашей статье.

Что такое сажевый фильтр

Как можно догадаться из названия, сажевый фильтр должен задерживать сажу. Эта деталь присутствует только в выхлопных системах современных автомобилей, оснащенных дизельными двигателями.

Существуют общепринятые экологические нормы ЕВРО, которые постепенно ужесточают допустимые показатели вредных выбросов. Без удовлетворения экологических норм производитель не может продавать свои машины в странах, в которых эти нормы действуют. Чтобы их соблюдать, автоконцерны вынуждены разрабатывать различные решения по сокращению вреда, наносимого окружающей среде.

Именно поэтому и был создан сажевый фильтр. Основная его задача заключается в уменьшении выбросов сажевых частиц в отработанных газах. Он штатно устанавливается на дизельные автомобили экологического класса ЕВРО4 и выше.

Сажевый фильтр состоит из множества крипт — глухих перфорированных газовых каналов. Проходя через них, несгоревшие частицы углерода оседают на стенках. Как раз задержка этих частиц и есть первостепенная задача фильтра.

Фильтр оснащен различными датчиками температуры и давления, чтобы считывать их разницу на входе и выходе газов из фильтра. Если разница значительная, то ЭБУ анализирует эти данные и понимает, что фильтр забит. В таком случае, фильтр уже не в состоянии пропускать газы в стандартном режиме, а двигатель работает с большой нагрузкой. Именно для такой ситуации конструкторы предусмотрели возможность регенерации системы.

Регенерация сажевого фильтра

Регенерация — это процесс принудительной самоочистки сажевого фильтра. Она выполняется по-разному и зависит от типа фильтра и способа запуска регенерации

Примечание:

Сажевые фильтры бывают двух типов: DPF (как правило устанавливаются на немецкие автомобили) и FAP (используются на Peugeot, Citroen, Ford, Volvo и некоторых других марках).

Процесс самоочистки на DPF происходит при помощи выжигания всего, что осело в фильтре. Для запуска регенерации нужно топливо, которое подается либо через форсунки двигателя, либо через отдельную специальную форсунку. При этом в фильтре температура поднимается до 600-800 градусов и сажа начинает выгорать.

Для фильтра FAP предусмотрена особая жидкость, которая заливается в отдельный резервуар в автомобиле. Она называется Eolys и играет роль катализатора при горении, чтобы снизить температуру выжигания сажи до 400-450 градусов.

Как же выглядит процесс регенерации со стороны? Во время движения, а в некоторых ситуациях стоя на светофоре или в пробке, из выхлопной трубы автомобиля начинает обильно выходить сизый или белый дым. Обороты холостого хода повышаются, увеличивается моментальный расход топлива, а выхлопная система прогревается до высоких температур, нередко — до покраснения металла.

Условия для регенерации

Регенерация может быть спонтанной и принудительной. В первом случае ее включает ЭБУ отталкиваясь от показаний датчиков температуры и давления, о которых мы говорили ранее. Бывают случаи, когда в блоке прописана информация о необходимом расходе топлива для начала регенерации, тогда при достижении нужного уровня расхода она также включается автоматически.

Принудительную регенерацию, как можно догадаться, включают вручную. Чаще всего, если спонтанная регенерация не справляется, то и принудительная помочь уже не сможет.

Периодичность этой процедуры зависит от марки машины и заложенных производителем норм, а также от условий эксплуатации. Как правило пробег варьируется в диапазоне 1500-2000 километров. Вполне логично, если она начала включаться все чаще и чаще, то это плохой знак. Значит попытки регенерации не приносят нужного результата и отложения в фильтре уже сжечь невозможно.

Что нужно знать об условиях запуска самоочистки:

  • Двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры.
  • Необходимо продолжительное движение автомобиля на большой и равномерной скорости (например, по загородным дорогам и автострадам).
  • Движение по городу не способствует успешной регенерации из-за недостаточной скорости и коротких поездок (регенерация не успеет запуститься).
  • Начавшуюся самоочистку крайне не рекомендуется прерывать, потому что, если заглушить двигатель, то регенерация не завершится (это повлечет повторные попытки запуска в дальнейшем). Этот цикл повысит расход топлива и спровоцирует появление ошибок.

Ресурс сажевого фильтра

При идеальных условиях фильтр может прослужить до 150-200 тысяч километров пробега. Но идеальными, они бывают только на словах.

Например, даже при небольших морозах, особенно в условиях городской эксплуатации, либо в горной местности, где давление критически ниже привычного, вышеуказанный срок эксплуатации фильтра значительно снижается.

Обычно неисправность появляется из-за несвоевременного прожига фильтра, впрочем, как и в условиях городской эксплуатации, где пробег и скорость недостаточны.

Причины неисправности сажевого фильтра

  • Некорректная работа топливной системы или системы турбонаддува;
  • Неисправность системы EGR (рециркуляции топливных газов);
  • Использование обманок датчиков, что влечет за собой появление дыма;
  • Плохое качества топлива;
  • Отсутствие нагрева двигателя до рабочей температуры;
  • Короткие пробеги по городу и простой в пробках;
  • Принудительное прекращение регенерации на регулярной основе;
  • Использование моторного масла, не подходящего для двигателей с сажевым фильтром.

Что делать при неисправности сажевого фильтра

Наиболее логичным решением в такой ситуации была бы замена, как обычно поступают с любой деталью, вышедшей из строя. Проблема в том, что новый сажевый фильтр стоит баснословных денег, с которыми большинство автовладельцев не спешат расставаться.

Стоимость такого фильтра может доходить до 2000 евро, что в нынешних условиях получается неприлично дорого. Высокая стоимость обусловлена наличием платины и палладия в составе фильтра, поэтому дешево стоить он априори не сможет. Тем более никто не дает гарантию, что новый сажевый фильтр не выйдет из строя также, как предыдущий, ведь автомобиль будет и дальше эксплуатироваться в тех же условиях, что и раньше.

Чаще всего тратить такую сумму денег не разумно при ремонте автомобиля с большим пробегом, поэтому автовладельцы выбирают второй вариант — удаление сажевого фильтра. Для этого нужно не только механически его демонтировать, но и перепрограммировать блок управления, чтобы он не выдавал ошибок и выхлопная система работала исправно.

Как правильно удалить сажевый фильтр

Некоторые «умельцы» пытаются удалить сажевый фильтр без прошивки, или наоборот прошить ЭБУ без удаления неисправной детали. Так делать категорически нельзя, чем же это грозит:

  • Удаление фильтра без установки нужной прошивки приведет к возникновению ошибок, из-за чего автомобиль будет работать в аварийном режиме. Кроме этого, регенерация может постоянно включаться, так как данные с датчиков будут передаваться некорректные.
  • В случае программного отключения фильтра без физического удаления, забившийся сажевик остается на пути газов и препятствует их свободному выходу. В это время ЭБУ будет думать, что на пути газов нет помех. Результат может быть плачевным: перегрев выхлопной системы, двигателя и турбины, что может привести к пожару.

Поэтому только придерживаясь регламента удаления фильтра сажевых частиц и программного его отключения можно избавиться от проблемы раз и навсегда.

Технология механического удаления такова: нужно демонтировать металлическую банку с фильтром, аккуратно его вырезать оттуда, ничего не повредив вокруг и заварить металл в месте разреза.

Важно вместе с сажевым фильтром не удалить катализатор, который находится во многих автомобилях в той же банке. Как правило, катализатор не выходит из строя, так как на дизельных моторах он состоит из крупных ячеек. К сожалению, бывают случаи, что недобросовестные мастера удаляют и катализатор с целью наживы и сдачи его в пункт приема металлов. В таком случае, если его удалить, выхлоп автомобиля приобретет сильный запах дизельного топлива.

Заключение

Как мы уже сказали ранее, удаление сажевого фильтра — практически единственный способ решить проблему его неисправности. Он не такой уж и затратный, но к выбору мастера нужно подходить с умом. Иначе цена ошибки может быть слишком большой. Чтобы обезопасить себя и свой автомобиль, мы рекомендуем обращаться для механического удаления фильтра и его программного отключения только в квалифицированные сервисы с хорошей репутацией.

Одним из них является AxessAuto. Мы уже много лет занимаемся удалением сажевого фильтра на автомобилях различных классов, и наши специалисты знают особенности каждой марки, что является преимуществом перед сомнительными небольшими сервисами. Мы дорожим своей репутацией и даем гарантию на все виды работ, поэтому Вам не придется ни о чем переживать

 

 

 

Запрос стоимости