По мере увеличения пробега автомобиля владельцы задумываются об улучшении параметров экономии топлива, хотят повысить динамику, увеличить тягу или изменить общее ощущение при езде. И чип-тюнинг остается самым простым способом довести машину до совершенства без кардинальных замен деталей и лишних затрат. Другие методы, например форсирование двигателя, давали результат в одном конкретном пункте, иногда ощутимо понижая другие показатели. Чип-тюнинг же модифицирует сегодняшние авто без механических вмешательств.
Базовые знания о чип-тюнинге
Разобраться в системе «чиповки» двигателя легко. Каждая, даже самая захудалая марка, закладывает в свои модели режимы использования, кроме того, умельцы создают вариации. Подбор нужной и внесения корректных изменений в системные настройки возможны только после профессионального тестирования.
Основной нюанс состоит в том, что не все моторы пригодны для такого апгрейда. Поэтому главное условие перед автосервисом, – убедиться в наличии электронного блока управления (дальше ЭБУ). Если этот этап пройден, можно заказывать чип-тюнинг под ключ в любом зарекомендовавшем себя СТО, которое имеет специалиста и компьютеры с соответствующим ПО.
Также и при наличии ЭБУ в комплектации автомобиля есть ограничения по возможностям родной прошивки. Тогда остается только полная замена и оборудования на новое, и обновление базовых функций.
Преимущества и недостатки
Оптимизация настроек двигателя – главная цель, но в итоге процесс может привести как к положительному, так и к негативному результату. Только взвесив все «за» и «против», автомобилист решает оптимизировать или нет свой автомобиль.
Главные плюсы
Преимущества повлияют больше на ощущения водителя и пассажиров, отсюда выделяются:
- Активная эксплуатация машины с климат-контролем, обогревом сидений и стекол перестанет быть проблемой. Особенно изменения ощутимы в городской среде с загруженным трафиком, поскольку чип-тюнинг также повышает уровень управляемости.
- Если водитель вдруг передумал, почувствовал дискомфорт или захотел сменить прошивку, то это все поправимо.
- Помимо популярных прошивок, возможна комбинация и настройки, двигатель «выкладывается» на максимум своих возможностей. В результате нужные свойства повышают свои показатели в среднем на 25–30 процентов.
- Отсутствие грязной, тяжелой, трудозатратой работы и необходимости механически менять конструкцию машины снижает стоимость модернизации.
Основные минусы и спорные моменты
Недостатки же ударят по машине, а позже, соответственно, и по кошельку владельца.
- Самостоятельное или непрофессиональное внесение корректировок и калибровка – небезопасное занятие. На заводе закладывается оптимальная середина продуктивности автомобиля, а чиповые прошивки не дают стопроцентной гарантии «видимых» изменений.
- Прошивка, имеющая свой уникальный идентификатор, привязывается к VIN-коду поэтому, если не внесены изменений при тюнинге, официальные дилеры могут отказаться от обслуживания автомобиля.
- После апгрейда двигатель становится более требовательным к топливу. Низкое качество может привести к появлению сажи, и нужно будет менять катализаторы и фильтры раньше.
- В мире разрабатываются новые экологические прошивки, которые снижают уровень выбросов в атмосферу. Чип-тюнинг дал возможность недобросовестным водителям, которых не устраивают «удушенные» двигатели, получить возможность возвращать устаревшие режимы.
Чиповка дизельного мотора
Перспективы дизеля не отстают и не опережают все перечисленные выше пункты, при этом имеют ряд «но», при их изучении есть вероятность пересмотреть необходимость вмешательства в работу автомобиля.
Процесс настройки бензинового двигателя намного проще. Систему бесперебойной подачи солярки в цилиндры обеспечивают массивные комплексы структур и схем контроля, что усложняет работу заводской программы ЭБУ. Исходя из этого, значительно сложнее внести изменения без сопутствующего ущерба прочности.
На дизельных моторах появляются опасности, которые также стоит учитывать:
- рост расхода топлива;
- обязательная частая смена масел;
- быстрый износ топливной системы;
- снижение запаса прочности мотора.
Подробнее стоит остановиться на разрушении турбокомпрессора и перегреве двигателя.
С помощью смены настроек «мозгов» автомобиля регулируются почти все параметры, в том числе – подача воздуха и топлива, но тогда повышается давление в турбине, из-за чего она переходит в режим износа.
Для увеличения мощности дизеля при чиповке этап впрыска топлива удлиняется. Отсюда излишек в камере сгорания, форсунки пропускают больше жидкости, чем надо, страдает поршень, на который попадает сжатый раскаленный поток, плавит края конструкции и фильтры. Следовательно, температура внутри опасно повышается.
Итог
Мнение у автомобилистов разделились: одни пожалели, что решили сделать тюнинг, другие же – радуются продуктивной работе двигателя. Однако эксперты говорят, что при успешном завершении апгрейда изменения не приведут к результату и на 50%.
Стоимость
Сумма, которую придется выложить, зависит от марки и модели автомобиля, выбранного ТО, прошивки и объёма изменений. В подпольных условиях могут сделать за пару тысяч, без гарантий. Серьезные сервисы с лицензией и дорогим оборудованием могут затребовать и не один десяток тысяч. Если выбор падет на удешевлённый вариант, то в случае проблем пенять на «мастеров» не получится, а все официальные представители открестятся от измененного двигателя. В среднем прошивка обойдется от 100 до 900 у. е.
Быть или не быть
Крупные компании скрупулезны к разработке софта при калибровке машин и каждая прошивка подбирается под потребности рынка каждой местности отдельно. Если все-таки без чиповки не обойтись, лучше всего обратиться за квалифицированной консультацией, где все предметно расскажут и разложат по полочкам. Хотя на деле прочувствовать прогресс сможет только счастливый обладатель. Главное, что нельзя делать, так это пробовать на «мозгах» двигателя «метод тыка».